Дистанционное обучение


Оглавление

В настоящее время в России много говорят о дистанционном образовании - образовании, в котором обучаемые и обучающие общаются между собой с помощью самых современных средств телекоммуникаций и находятся при этом, конечно же, в различных местах.

Дистанционное обучение - это одно и новейших направлений, от которого ожидаются очень большие подвижки во всей системе образования.

Определения

Дистанционное обучение - это способ обучения на расстоянии, при котором преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах. Исторически, дистанционное обучение означало заочное обучение. Однако сейчас - это средство обучения, использующее аудио, видео и компьютерные каналы связи.

Дистанционное образование - тесно связанно с дистанционным обучением. Принято считать, что дистанционное образование - это процесс передачи знаний (за него ответственен преподаватель и институт), а дистанционное обучение - это процесс получения знаний (за него ответственен студент).

По способу получения учебной информации различают:

  1. синхронные учебные системы и
  2. асинхронные

Синхронные системы предполагают одновременное участие в процессе учебных занятий обучаемых и преподавателя. К таким системам относятся: интерактивное ТВ, аудио графика, компьютерные телеконференции, IRC, MUD, MOO.

Асинхронные системы не требуют одновременного участия обучаемых и преподавателя. Обучаемый сам выбирает время и план занятий. К таким системам в дистанционном образовании относятся курсы на основе печатных материалов, аудио / видео кассетах, электронной почте, WWW, FTP.

Смешанные системы, которые используют элементы как синхронных, так и асинхронных систем.

По технической основе передачи данных можно выделить следующие формы дистанционного обучения:

  • рассылка печатных материалов по почте (характерное для традиционного заочного обучения);
  • рассылка аудио- и видео- кассет,
  • средствами аудио графики (Audiographics);
  • через интерактивное ТВ и видео конференции;
  • через телеконференции, IRC, MOO, MUD (Internet);
  • через электронную почту и листы рассылки (Internet);
  • через WWW (Internet)

В последнее время Internet вытесняет другие формы. Это связано с тремя обстоятельствами:

  1. техническое развитие Internet - технологий, позволяющих более дешевыми и удобными средствами имитировать любую учебную модель;
  2. простота подключения к сети Internet, 3) низкая стоимость подключения;

Рассмотрим подробнее, что собой представляют различные технические формы дистанционного обучения.

Аудио графика. (Audiographics)

На сегодняшний день мало распространена.

Аудио графика - это комбинированный способ передачи голосовой, компьютерной и графической информации по узкополосным каналам передачи данных. Такими каналами могут быть стандартная аналоговая или цифровая телефонные сети. Графическая информация передается с помощью факсимильных аппаратов, телеприемников, дисплеев компьютеров и электронных досок. Участники рисуют и пишут на электронных досках, а информация немедленно воспроизводится на дисплеях. Компьютер в таких системах используется в качестве дисплея. Голосовая связь осуществляется через микрофоны и громкоговорители. Факсимильные аппараты используются для проведения тестов и передачи текстовых учебных пособий. Иногда в таких системах используют видео проекторы.

Системы с более широкими возможностями, именуемые Whiteboarding, позволяют обмениваться программным обеспечением. Наиболее известные системы этого класса Optel Telewriter, Vis a Vis, Proshare и SMART2000.Количество одновременно обслуживаемых рабочих мест - около 70. Стоимость одного рабочего места примерно $300.

Более подробно с аудио графикой можно познакомиться:: Bradshaw, D.H., Desser, K. Audiographics Distance Learning: A Resource Handbook. Far West Laboratory for Educational Research and Development, San Francisco, CA. 1990.

Средства, основанные на цифровом видео:

  • интерактивное ТВ, телеконференции (teleconferencing)
  • спутниковое ТВ
  • двустороннее видео (two-way video)
  • одностороннее видео (one-way video)
(Пример охвата телевизионной сети университета Висконсин)

Цифровое телевидение

Цифровое телевидение, в отличие от привычного для нас аналогового ТВ, цифровое - значительно экономнее использует каналы передачи данных. Широкополосные каналы аналогового ТВ по современным меркам - расточительство. Повсеместная замена аналогового ТВ на цифровое - вопрос скорого времени. Организовать учебный процесс, требующий двусторонней связи, при достаточно ограниченном бюджете, возможно только с помощью цифрового ТВ, которое использует цифровое сжатое видео (compressed digital video - CDV)

Цифровое видео позволяет передавать аудио и видео информацию по специальным телефонным линиям, называемым интегрированными сервисными телефонными сетями (Integrated Services Digital Network - ISDN). Цифровое телевидение обеспечивает передачу данных со скоростями от 56 Кбит/сек до 3 Мбит/сек. На низких скоростях заметно снижается качество передаваемого изображения, особенно при быстрых сменах изображений в кадре.

Сжатие телевизионного сигнала производится компьютером. Затем телевизионный сигнал поступает в телефонную сеть. Связь - двусторонняя и интерактивная. Не требуется никаких специальных студий, студийного оборудования, спутников. Качество изображения прямо пропорционально количеству денег, которые вы готовы платить за линии ISDN: чем ниже скорость передачи данных , тем ниже стоимость пользования. Нормального телевизионного качества можно добиться уже на линиях 112 - 384 Кбит/сек. Для использования цифрового телевидения компьютер должен оснащаться компьютер оснащается адаптером для подключения к сети, видеокамерой, микрофоном, громкоговорителями. На месте преподавателя, кроме того, устанавливается видеомагнитофон.

Такие системы позволяют проводить семинары, организовывать учебные курсы, общаться с коллегами в "комнатах встреч" (meeting rooms), передавать документацию.

Телеконференции (teleconferencing)

Телеконференции - это процесс использования электронных каналов связи для организации общения между двумя и более группами участников. В процессе телеконференции передается звук, изображение и/или компьютерные данные. Сообщение, посылаемое в телеконференцию, становится доступно всем ее участникам, тем самым, процесс напоминает общение за круглым столом. Телеконференции - это общий термин, относящийся к различным технологиям, включая: аудио конференции (audioconferencing), видео конференции (videoconferencing) и компьютерные конференции (computerconferencing). Последние мы рассмотрим в разделе форм обучения, основанных на Internet.

Аудио конференции (audioconferencing)

Аудио конференции - это разновидность телеконференций, при которых происходит голосовая коммутация участников конференции. Аудио конференции можно организовать как на цифровых, так и на аналоговых линиях связи. Аудио конференции широко используются в комбинации с односторонним видео (one-way video), спутниковым ТВ, а также для проведения селекторных совещаний.

Видео конференции (videoconferencing)

Видеоконференции - это разновидность телеконференций, при которой возникает обмен аудио-визуальной информацией. Здесь следует отметить коммерческие разработки корпорации VTEL (http://www.vtel.com/). Найти необходимую информацию также поможет International Teleconferencing Association (http://www.itca.org/).

Двустороннее видео (two-way video)

Эти системы сводят в один виртуальный класс преподавателей и учащихся, физически находящихся в разных местах. В качестве каналов связи используются либо цифровые телефонные линии ISDN, либо оптоволоконные каналы. Также могут быть использованы спутниковые системы. Для преобразования видеосигнала из аналогового в цифровой и наоборот используется кодер (coder) декодер (decoder) - CODEC. Каждое рабочее место в системах этого типа оборудовано камерой, микрофоном и монитором.

Одностороннее видео (one-way video)

Одностороннее видео с голосовой обратной связью представляет собой вариант с использованием “обычного” ТВ, дополненного возможностью для студентов общаться с преподавателем и между собой по голосовой связи. В качестве средства голосовой связи используется аудио конференция. Обычно такие системы строятся на основе спутникового ТВ и телевизионной системы с ограниченным управлением (ITFS - Instructional Television Fixed Service). Во время просмотра студенты могут задавать вопросы по телефону или факсу. Ответы преподавателя транслируются по ТВ. При большой аудитории преподаватель обязательно должен иметь помощников, которые накапливают и сортируют вопросы.

Спутниковое ТВ (satellite TV)

Это наиболее экономичный метод доставки материалов из одной точки в большое число точек. Удаленность приемников может достигать 22,300 миль. Программа преобразуется в радиосигнал, усиливается и посылается с большой передающей тарелки на спутник, который благодаря природе своей орбиты неподвижен в пространстве. Радиосигнал принимается спутником и ретранслируется на землю в большом радиусе действия. На земле сигнал принимается небольшими спутниковыми тарелками. Стоимость оборудования неуклонно снижается, что стимулирует активное использование этих систем.

Недостатком спутниковых систем является принципиально низкая интерактивность.

Несомненным лидером по разработке и использованию учебных систем, основанных на телевизионных технологиях, является университет Висконсин (University of Wisconsin http://www.uwex.edu/). Университет разработал и ведет большое количество образовательных программ, которые транслируются на несколько штатов.

Более подробно с образовательными системами, основанными на ТВ технологиях, а также с образовательными программами можно ознакомиться на сервере университета Висконсин   http://www.uwex.edu/disted/home.html

Средства дистанционного обучения, основанные на Internet

Стремительное развитие Internet позволяет не только смоделировать любую из перечисленных выше систем, но и построить принципиально новые обучающие комплексы, за счет использования гигантских ресурсов в сети и эффективной системы поиска. Это делает Internet наиболее перспективным средством дистанционного образования. Internet - это и наиболее дешевая среда. Разработка и проведение дистанционных курсов, не требует специальных студий или сложного нестандартного оборудования. Проведение курсов также может быть максимально автоматизировано.

Internet - это глобальная компьютерная сеть, которая объединяет огромное количество более мелких сетей. Пользователи, как правило, подключаются к Internet через специальные организации - сервис провайдеры Интернет (Internet Service Providers - ISP). К узлу провайдера компьютер пользователя подключается с помощью модема по обычным либо выделенным телефонным каналам. Подключение по обычному телефонному каналу называется dialup подключением. Возможно и более скоростное, но одновременно и более дорогое подключение по оптоволоконному или цифровому ISDN каналу. При dialup подключении компьютер пользователя, точнее, модем дозванивается до узла провайдера, где установлен аналогичный модем. Телефонная линия занимается на все время сеанса. Данные из компьютера пользователя поступают на узел провайдера, а оттуда - в глобальную сеть. В обратном направлении поступают данные на модем (компьютер) пользователя Стоимость неограниченного по времени dialup подключения к сети Internet по Москве составляет в настоящее время приблизительно $50 в месяц.

Если в вашем компьютерном классе установлена локальная сеть, и вы используете Windows 95/98, выход в Internet можно обеспечить с каждого рабочего места, имея лишь один модем и одно dialup соединение с провайдером. Поскольку во время учебного процесса студенты обращаются в основном к одним и тем же ресурсам Internet, а данные накапливаются в буфере учительской машины, скорость работы будет приблизительно такой же, как если бы у каждого компьютера был свой модем.

Синхронные системы дистанционного образования, основанные на Internet: телеконференции, IRC, MOO, MUD

Телеконференции (USNET)

В телеконференциях могут участвовать сотни и тысячи пользователей Internet. Принять участие в конференции очень просто. Надо подключиться к конференции, набрав ее адрес. На экране компьютеров участников отображаются высказывания и отклики всех участников конференции. Хотя сообщения и отклики появляются очень быстро, телеконференции не вполне можно отнести к синхронным средствам. Скорее, они напоминают гигантские доски объявлений, на которых пишут все участники. Как и на досках объявлений, в телеконференциях информация сохраняется некоторое время. Так что, можно вернуться и просмотреть ее, даже когда участники физически не участвуют.

Таким образом, возможен просмотр информации, прошедшей в телеконференции за некоторый отрезок времени.

У каждой конференции есть координатор, который следит за тем, чтобы не нарушалась тематика конференции, этикет и т.п. Существует тысячи конференций, посвященных образованию. Найти любую конференцию можно на поисковом сервере http://www.djnews.com

MOO

MOO - это сокращение от Multi-user Object Oriented - многопользовательский объектно-ориентированный. MOO - это среда, обеспечивающая контакт через Internet в реальном времени. С помощью MOO ваш компьютер превращается в терминал удаленной головной (host) машины, на которой имитируются так называемые виртуальные комнаты (virtual rooms). В виртуальных комнатах вы, как бы, встречаетесь с людьми, которые подключились к той же головной машине и в то же время, что и вы. Характерной особенностью MOO является возможность создания виртуальных объектов. К примеру, с помощью виртуального слайд проектора можно показать всем "присутствующим" в комнате серии слайдов по 18 строк каждый. Другой инструмент - это виртуальный видеомагнитофон, позволяющий записывать все происходящее в комнате. Также возможно использование виртуальных досок, на которых можно записывать вопросы для обсуждения. MOO представляет собой удобный сервис для организации занятий в единое время. МОО не требует скоростных линий и может работать даже с модемами 9600 Кбит/сек.

Многие дистанционные курсы включают в себя сеансы МОО. О времени проведения сеансов студентов оповещают по электронной почте. Расписание сеансов также вывешивается на страницах WWW курса.

Подробнее о MOO и MUD можно ознакомиться на:

MUD

MUD (Multi User Domain) - "многопользовательский домен" очень похож на MOO. Действительно, MOO выросли из MUD. Окружение MUD создается с помощью языка программирования LPC. С помощью MUD можно создавать как частные встречи, так и групповые. Окружение MUD обеспечивает MUD-почту - небольшие сообщения между отдельными участниками и бюллетень сообщений для публичных обсуждений. MUD также позволяет создавать ситуационные модели.

Технологии MUD и MOO были разработаны компаниями, производящими компьютерные игры, для предоставления возможности играть через Internet в среде игры. Примеры таких игр: Quake, Diablo, War Birds и множество других. К примеру, в игре War Birds на вашем компьютере устанавливается модель одного из десятков боевых самолетов. Модели очень точно воспроизводят все летные свойства самолетов. MUD сервер War Birds позволяет объединить до нескольких сотен! подключенных через Internet моделей, управляемых конкретными участниками. На сервере имитируются арены боевых действий. Виртуальные летчики могут наблюдать самолеты друг друга, общаться по радио, устраивать воздушные бои. Таким образом, воспроизводится очень реалистичная ситуация. Чтобы подключиться к тому или иному MUD/MOO серверу, на компьютер пользователя устанавливается маленькая программа - Plugin, которая либо входит в состав программного обеспечения игры, либо скачивается с сервера при регистрации. Мы столь подробно остановились на игровых применениях MUD/MOO, чтобы показать, какой огромный потенциал заложен в этих технологиях которые, на наш взгляд, пока слабо использованы разработчиками образовательных систем.

IRC

IRC - Interactive Relay Chat - можно перевести как “интерактивно передаваемый разговор”).  IRC - это программное обеспечение, позволяющее сотням пользователей посылать и просматривать короткие текстовые сообщения в реальном времени. Все сообщения и координаты их авторов отображаются на экране IRC предоставляет пользователям различные каналы для каждого отдельного “разговора”. Каждый канал отображает свой "разговор".

У каждого канала есть свой оператор, который целиком контролирует канал, может сделать его частным (для ограниченного числа участников), может удалить отдельных собеседников, может закрыть канал. Оператор - это тот, кто открыл канал. Используя команду LOG, можно записать разговор на свой диск, с тем, чтобы его просмотреть впоследствии.

Чтобы подключиться к IRC, надо установить на свой компьютер программное обеспечение (как правило. распространяется свободно, например, WINIRC). Запустив программу, надо набрать адрес сервера, содержащего IRC каналы. Напечатав /LIST, вы получите список каналов, напечатав /JOIN, вы присоединитесь к каналу. Возможно, лучшее, что можно извлечь из IRC для образования - это создать свой канал. Именно такой подход и реализуется в ряде дистанционных курсов. При этом объявления о дате и времени вывешивается на WWW страницах курса.

Асинхронные системы дистанционного образования, основанные на Internet технологиях: WWW, FTP, E-mal, listserv

WWW

WWW - World Wide Web - всемирная паутина. Именно благодаря этому сервису Internet получил ошеломляющее развитие. В основе этого сервиса лежит сетевой протокол http и язык написания гипертекстов HTML. Не вдаваясь в технические подробности, отметим, что в совокупности с протоколом CGI, языками Java, Java Script, Active X, мультимедийными технологиями Macromedia, передачей звука в реальном времени Real Audio, MPEG и рядом других технологий сервис WWW предоставляет поистине неограниченные возможности для создания дистанционных учебных курсов. Что особенно приятно, для создания курсов не требуется сверхдорогого оборудования, как, например, для ТВ. Более того, современное программное обеспечение позволяет преподавателям создавать дистанционные курсы практически без участия программистов. Проведение самого курса может быть максимально автоматизировано. Воспроизведение курса производится на персональном компьютере, подключенном к Internet, с помощью популярных программ-броузеров MS Internet Explorer и Netscape Navigator. Желательно, чтобы компьютер был оборудован звуковой картой и акустической системой (что сегодня является обычным), микрофоном и, в некоторых случаях, недорогой видеокамерой.

Организация учебного курса в паутине - громадная тема, выходящая за рамки настоящего обзора. Здесь отметим, что WWW позволяет: воспроизводить текстовую и графическую информацию, передавать звук (включая музыкальные файлы в формате MPEG, по качеству сопоставимые с аудио CD), видео изображения, воспроизводить имитационные модели, проводить тестирование в автоматическом режиме, обеспечивать голосовую и видео связь (Internet телефония).

FTP

FTP - File Transfer Protocol - протокол передачи файлов - в образовательных системах носит вспомогательных характер. На FTP серверах располагают большие файлы, содержащие наглядные пособия: видео фильмы, графические изображения высокого разрешения, программные модели, документацию (обычно в формате PDF) и другие. Для загрузки этих файлов учащемуся не требуется специального программного обеспечения - все броузеры имеют в своем составе FTP - клиенты, которые запускаются автоматически. Однако у штатных FTP - клиентов есть одна неприятная особенность: если во время загрузки файла связь с провайдером прервется (что часто происходит) загрузку надо начинать с самого начала. Обидно "скачать" 14 Мбайт и , когда осталось догрузить всего 0.5 Мбайта, обнаружить, что все надо начинать заново! Для избежания таких ситуаций надо пользоваться специальными FTP броузерами, либо программами загрузки, например GetRight. После восстановления связи эти программы продолжают загрузку с прерванного места.

Отметим, что на FTP серверах лежит гигантское количество информации, которую можно использовать в качестве учебных пособий.

Электронная почта (E-mail)

Электронная почта, или E-mail, наверное, наиболее популярный и важный сервис Internet. Посредством электронной почты ежедневно общаются 20 миллионов людей. Практически каждый пользователь Internet имеет адрес электронной почты. По электронной почте можно передавать тексты, графику, программы, мультимедийные файлы.

Первые дистанционные курсы, были целиком построены на передаче материалов и заданий по Е-mail. Студент, выполнив задания, отсылал результаты преподавателю опять же по E-mail, что в точности соответствует использованию традиционной почты при обмене информацией в заочном образовании - однако в случае электронной почты обмен происходит несравнимо быстрее. Сегодня практически нет курсов, построенных исключительно на электронной почте, хотя она и остается важнейшим вспомогательным сервисом.

Отметим, что если вам приходится часто путешествовать, либо просматривать почту с различных компьютеров, можно открыть так называемый Web почтовый ящик. Просмотреть почту в таком ящике вы сможете с любого компьютера, подключенного к Internet. Для это вам надо помнить свое имя и пароль. Завести такой ящик несложно, большинство компаний предлагают этот сервис бесплатно, например http://www.zdnetmail.com

Списки рассылки (Listservs)

Список рассылки (listserv) - это пакет для управления обменом электронными письмами внутри некоторой группы или объединения по интересам. Каждый участник группы может послать в адрес списка рассылки сообщение, которое будет разослано всем участникам. Список рассылки имеет тему или предмет, вокруг которого разворачивается дискуссия.

Чтобы стать участником списка, достаточно иметь электронный адрес в Internet. Найти интересующий вас список рассылки можно в мастер списках, например, на http://www.lsoft.com/lists/LIST_Q.html . Когда вам известно имя, вы можете идти на http://tile.net/listserv/ .Этот сервер снабдит вас информацией о количестве участников списка, стране, наличии модератора и информации о процедуре подписки.

Чтобы подписаться, надо знать адрес списка. В адрес списка надо послать письмо. Строку "тема письма" надо оставить незаполненной, а в теле письма написать команду: SUBSCRIBE <название списка рассылки> <ваше имя> <ваша фамилия> . Чтобы отменить подписку, надо в адрес списка рассылки послать письмо, содержащее команду UNSUBSCRIBE <название списка рассылки> <ваше имя> <ваша фамилия>.

Полный список команд http://www.earn.net/lug/notice.html

Необходимое оборудование

Для прохождения курсов через Internet, понадобится компьютер (платформа Windows 95/98,NT или Macintosh), звуковая карта, акустические системы, модем не хуже 28.8 Кбит/с, в ряде случаев видеоадаптер и видеокамера, dialup подключение к сети Internet, либо более скоростное подключение по цифровым или оптоволоконным каналам.

Для подключения учебного класса на основе локальной сети лучше использовать выделенные линии, СКД NetStar. Однако, возможно подключение компьютерного класса, объединенного локальной сетью к Internet через единственный модем и одно dialup соединение, если класс состоит из платформ Windows 95/98.

Советы желающим пройти курсы дистанционного обучения

Вот, что советует доктор Роберт Такер (Robert W. Tucker Ph.D), президент InterEd, Inc. (в прошлом доктор Такер был Главным Вице-президентом Apollo Group/University of Phoenix - крупнейшем в США университете для работающих взрослых):

Чтобы решить, подходит ли для вас дистанционное обучение, спросите себя - являетесь ли вы организованным человеком, способным самостоятельно ставить и выполнять планы? Нравится ли вам работать, уединившись возле своего компьютера? Нравится ли вам общение по электронной почте? Все это, впрочем, не означает, что вы будете совершенно одиноки в Internet окружении: у вас будут жесткие планы, установленные вашим преподавателем, и у вы обязательно будете общаться со студентами своего класса. Тем не менее, преуспевающий виртуальный студент - это человек с высокой самоорганизацией.

Выбор сетевой программы

Выбор онлайновой школы крайне важен для вашего успеха и удовлетворения. Колледжи и университеты не особенно стремятся превратить себя в хорошую витрину. Чтобы быть уверенным в правильности своего выбора, вам понадобится опросить директоров программ (деканов и т.п.).

Помните, что физическое расположение колледжей и институтов не имеет значения. Имеет значение предлагаемая программа, диплом или сертификат.

Вопросы, которые следует задать при зачислении на дистанционный курс

Задавая вопросы директору программ, воспользуйтесь той технической средой (например, e-mail), которой вы будете пользоваться в процессе обучения.

  1. Сколько студентов обучается по вашей программе? Сколько студентов уже закончило ваши курсы? Как давно вы занимаетесь дистанционным обучением? (95% предлагаемых дистанционных программ только готовятся выпустить своего первого студента!)
  2. Предлагаете ли вы в настоящий момент полный требуемый (для получения диплома) набор программ по сети? Это очень важный вопрос. В последнее время многие учебные заведения намереваются предложить полный курсовой набор программ по сети, но далеко не многие выполняют это намерение. Предпочтение отдавайте тем, которое предлагают полный набор, в противном случае вам придется искать школу, доверяющей школе, выбранной вами.
  3. Смогу ли я получить диплом по сети или мне придется проходить еще и экстернат? Если да, то сколько?
  4. Сколько стоит пройти дистанционное бучение у вас? Как это соотносится с платой за ваше обычное обучение?
  5. На сколько плотно участвует ваш институт в дистанционном обучении или программа, которой я интересуюсь исключение в вашей школе? Иными словами, подобный вопрос равносилен вопросу: какой процент студентов вашего института обучается дистанционно.
  6. Как вы обеспечиваете академическое качество и качество вспомогательных служб в дистанционном классе? Каков учебный план? Как выдаются и проверяются задания? Эти вопросы крайне важны, так как сетевое окружение сильно отличается от традиционного, в классе. Многие школы не понимают этой разницы и строят процесс сетевого обучения по шаблону традиционного, не разрабатывая специальные учебные планы и занятия.
  7. Однако, стоп!

  8. Можно мне посетить ваш виртуальный класс? Внимательно осмотрите на сколько хорошо настроено программное обеспечение и насколько быстро работает система. Хороший виртуальный класс отличается быстротой работы и легкостью вашего вхождения в образовательный процесс.

Здесь позволим себе сделать оговорку к написанному доктором Такером. Вышеприведенные рекомендации в российских условиях, скорее относятся к родителям школьников, чем к самим школьникам. Эти рекомендации также характеризуют отношение американских студентов к образованию и преподавателям: преподаватели и институты - это средство решения некоторых проблем, а не наставники и alma mater. Подобный прагматизм начинает проявляться и среди российских студентов. Надо заметить, что дистанционное образование здесь оказывается ко двору.

Немного статистики

Данные приводятся для США. Для других стран мы приведем данные в следующих выпусках.

Нами были использованы данные общенационального исследования, проводимого в 1994/95 учебном году Департаментом образования США1

Следующее подобное исследование будет завершено летом 1999. Поскольку компьютерные и коммуникационные технологии, на которых основаны методы дистанционного обучения, развиваются очень быстро, в конце этой главы приведем последние данные компании InterEd, Inc, основанные на значительно меньших выборках.

33% высших учебных заведений США проводят дистанционное образование. Еще 25% планируют начать проведение дистанционных курсов в ближайшее время.

Количество дистанционных курсов в США равно 25,730.

Количество студентов в США, получающих дистанционное образование равно 733,640

Количество средних школ, подключенных к Internet - 72%

Количество подключенных к Internet Вузов - 100%

Образовательные учреждения предлагали дистанционные курсы на следующей технической базе (в процентах от общего числа):

  • Двустороннее интерактивное видео (two way interactive video) - 57%
  • Односторонне видео, двустороннее аудио (one way video, two way audio) - 24%
  • Обычная видео трансляция (one way live video) - 9%
  • Видеокассеты (one way prerecorded video) - 52%
  • Аудио графика (audio-graphic) - 3%
  • Аудио конференции (two way audio) - 11%
  • Аудио кассеты (one way audio) - 10%
  • two way online interactions - 14%
  • Internet - 36%

Получатели дистанционных курсов:

  • собственные отделения образовательных учреждений - 39%
  • другие колледжи и кампусы - 35%
  • студенты на дому - 49%
  • обучаемые на рабочих местах - 18%
  • библиотеки - 10%
  • начальные и средние школы -24%
  • объединения - 4%
  • другие - 19%

Получатели дистанционных курсов (по образовательному уровню):

  • начальных и средних школ - 6%
  • undergraduate - 81%
  • graduate - 34%
  • базовое образование для взрослых - 2%
  • профессиональное продвинутое - 13%
  • иное - 8%

Количество курсов, разработанных для различных уровней образования:

  • начальных и средних школ - 360
  • undergraduate - 15,680
  • graduate - 7,590
  • базовое образование для взрослых - 70
  • профессиональное продвинутое - 1,750
  • иное - 590

 

Учреждения, предлагающие дипломы за дистанционные курсы - 23%

Учреждения, предлагающие сертификаты за дистанционные курсы - 7%

Количество курсов, за которые можно получить диплом - 690

Количество курсов, за которые можно получить сертификат - 170

Количество студентов, получивших диплом - 3,430

Количество студентов, получивших сертификат - 1,970

 

Цели преследуемые учреждениями, развивающими дистанционное обучение (в % от общего числа):

Цель

Важность

Цель достигнута

 

Не важно

Не очень важно

Очень важно

Не совсем

Миним.

Средне

Максимально

Снизить цену обучения

29

51

20

20

46

29

5

Сделать обучение более удобным для студента

17

34

49

7

35

42

5

Увеличить число студентов

8

37

54

4

40

46

10

Увеличить посещаемость за счет сжатия курса

10

27

63

3

25

44

27

Увеличить посещаемость за счет большего удобства для студента

5

13

82

1

19

40

40

Повысить качество курса

15

39

46

4

41

44

11

Привлечь новую аудиторию

3

33

64

5

37

43

15

Удовлетворить потребности местных работодателей

19

43

38

10

49

33

8

Планы образовательных учреждений на ближайшие 3 года (в % от общего числа):

Для следующего удаленного места

Снизить или оставить

Начать или увеличить

Нет планов

Собственные отделения

3

76

21

Студенты дома

3

51

46

Рабочие места

2

65

46

Библиотеки

3

61

79

Технологии, которые институты собираются закупить в ближайшие три года (в % от общего числа):

Технология

Снизить или оставить на том же уровне

Начать или увеличить

Нет планов

Двустороннее интерактивное видео (two way interactive video)

2

79

19

Односторонне видео, двустороннее аудио (one way video, two way audio)

7

35

58

Обычная видео трансляция (one way live video)

6

28

66

Видеокассеты (one way prerecorded video)

8

49

43

Аудио графика (audio-graphic)

3

8

89

Аудио конференции (two way audio)

6

20

75

Аудио кассеты (one way audio)

6

11

83

Internet

-

79

20

Факторы, препятствующие использования дистанционных курсов:

43% институтов назвали высокую стоимость разработки курса.

31% институтов назвали недостаточность инфраструктуры.

23% - назвали сложность освоения и эксплуатации оборудования.

79% - назвали сложность получения государственной аккредитации.

60% - недостаток поддержки институтской администрации.

Рост высокотехнологичного дистанционного обучения (по данным InterEd, Inc., Phoenix, AZ, www.InterEd.com):

 

1994

1995

1996

2000

* Ожидаемый процент и число аккредитованных 4-годичных колледжей и университетов, предлагающих одну или несколько форм высокотехнологичного дистанционного обучения.

30%

(645)

40%

(870)

55%

(1,218)

90%

(1,993)

** Ожидаемый процент и число всех студентов, вовлеченных в процесс дистанционного обучения, проводимых аккредитованными учреждениями образования.

2%

(285 тыс.)

4%

(568 тыс.)

8 - 10%

(1.3 мил.)

75%

(11.6 мил.)

Общее число студентов, получающих дистанционные курсы в аккредитованных высших учебных заведениях (в тыс.)
Студенты последних курсов (Undergraduate)

12,262

12,170

12,336

 

Начальные курсы (1st Time Professional)

295

303

308

 

Выпускники (Graduate)

1722

1736

1754

 

Всего

14,279

14,209

14,398

15,500

Резюме

  • Большинство систем дистанционного образования строится  на основе цифрового ТВ или сети Internet. Интерент системы вытесняют прочие.
  • Виртуальный колледж включает:
    • информационный сервер;
    • базы данных  учебных  материалов;
    • почтовый сервер для обмена информацией между преподавателем и студентами;
    • Lisserve для проведения конференций в системе электронной почты;
    • Виртуальные комнаты на основе MUD/MOO технологий;
    • IRC для проведения интеракивных опросов и омена мнениями в реальном времени.
  • Сайт в сети Internet содержит учебно-методические материалы в текстовой, графической, мультимедийной формах.
  • Индивидуальные задания рассылаются преподавателем по электронной почте.
  • Тесты проводятся
    • автоматически через WWW;
    • высылаются по электронной почте;
    • в виртуальных комнатах в реальном режиме.

©, Демос-Интернет, 2000